Смазочные масла
- жидкие продукты растительного, минерального или животного происхождения (или смеси их), обладающие высокой маслянистостью (способностью создавать между трущимися поверхностями деталей прочную пленку, выдерживающую, не разрываясь, большие нагрузки) и применяемые для смазки различных механизмов с целью уменьшения в них трения.
Наибольшее распространение получили минеральные смазочные масла из мазута (нефтяного остатка) как наиболее стойкие к изменению температуры и воздействию кислорода воздуха, Минеральные смазочные масла получаются путем перегонки мазута на отдельные дестиллаты (дестиллатные масла) с последующей их очисткой серной кислотой, щелочью, глиной, селективной очисткой и т. д. с целью удаления вредных для смазочных масел примесей и элементов.
Основные характеристики смазочных масел - вязкость, удельный вес, температура воспламенения и застывания, зольность и т. д. Вязкость применяемых смазочных масел колеблется в очень широких пределах (от 1,3 до 24,5 градуса по Энглеру при температуре 50°С). Так, например, в авиационных смазочные маслах вязкость колеблется в пределах 17,5-24,5 градуса при 50° С.
По назначению и консистенции смазочные масла делятся на:
1. Индустриальные масла, к которым относятся машинные масла (легкие, средние, тяжелые).
2. Судовые масла, состоящие из смеси минерального (80-90%) и растительного масла. Применяются для смазки холодных механизмов, судовых машин.
3. Турбинные масла, обладающие повышенной стойкостью к действию температур. Применяются для смазки подшипников турбин.
4. Компрессорные масла, служащие для смазки компрессоров низкого и высокого давления. 5. Масла для двигателей внутреннего сгорания, к которым относятся моторные масла и авиамасла.
6. Цилиндровые масла - масла для паровых машин.
7. Смазочный мазут, полугудрон и гудрон - неочищенные остатки, применяемые для смазки букс и т. п.
Смазочные масла, полученные из гудрона (остаток после отгонки масляных дестиллатов), называются остаточными маслами.